Правильное музейное освещение  
Оцените качество освещения улиц вашего города:

 1 балл
 2 балла
 3 балла
 4 балла
 5 баллов

 

Встреча зрителя с произведением искусства не возможна в полной мере, если не обеспечить правильное музейное освещение. По большому счёту такая ответственность лежит на осветителях, работа которых с экспонатами имеет свою специфику. Если в двух словах, то с помощью освещения можно решить две важные задачи: выделить уникальность экспоната и помочь посетителям ориентироваться в пространстве.

Определяющий фактор

При слишком сильном или слабом освещении нарушается цветовой баланс работы. К тому же, не каждый посетитель воспримет искажённый свет. Например, пожилые люди плохо воспринимают жёлто-оранжевый спектр. А ведь именно этот контингент составляет большую часть музейных посетителей.

Более того, свет должен не только с точностью передавать цвет экспозиции, но и её фактуру. То есть, не допускаются никакие блики или тени. Если же освещение чрезмерно интенсивное, то возникает риск повредить музейные экспонаты. Это и многое другое входит в работу дизайнера, который обустраивает освещение.

За последнее время музейное освещение сильно изменилось, и, в первую очередь, это произошло благодаря смете галогенных ламп LED-лампами. Можно много говорить о достоинствах последних, но если учитывать специфику музея, то главное преимущество LED-ламп в их безопасности для экспонатов. Также музею не придётся переплачивать за электроэнергию, не говоря уже о возможностях для цветового баланса.

Соотношение рассеянного и прямого света имеет ряд преимуществ:

• Меняет ощущение пространства в целом;
• Делает трёхмерные объекты более объёмными;
• Придаёт теням интенсивности и т. д.

Особенности освещения

Освещение в музее имеет свои особенности, которые нужно учитывать тому, кто будет с ним работать. Так, необходимо учитывать такие факторы, как:

• Дизайн интерьера;
• Природа выставки;
• Пропорции комнаты;
• Цветовая схема;
• Наличие/отсутствие дневного света.

Две вышеупомянутые основные задачи освещения раскрываются в трёх практических целях:

1. Наладить оптимальное освещение поверхности экспоната.
2. Правильно расположить источники света в пространстве.
3. Не разрушить музейные ценности.

Указанные задачи можно решить благодаря параметрам источников света, которые называются «контролируемые качества света».

Контролируемые качества света

1. Распространение. Свет может излучаться одним или несколькими источниками. Главное, чтобы акцент стоял не на освещении, а на объекте. При этом фигура учитывается наравне с фоном.
2. Угол. Определение направления света: куда и откуда он падает. Этот параметр определяет длину тени и т. д.
3. Интенсивность. Регулирование этого параметра позволяет сохранять объекты невредимыми, так как некоторые из них могут проявлять чувствительность к свету. Для каждого объекта нужен свой свет, чтобы он был самостоятельным и с учётом его особенностей (размер, количество деталей и т. п.).
4. Цветовой спектр.